Яндекс.Метрика

А всегда ли тот прав, у кого больше прав?

Почему предприниматели страдают, общественники охотятся за химерами, полицейские работают для «галочки», а подростки так и не перестали пить алкоголь

Валентин Тибекин

Однажды летом в одной из краснокамских закусочных развернулась целая спецоперация. Во второй половине июньского дня в зал вошел молодой человек с бородой  в темных очках.  Попросил у продавца литр пива. На вид парню было лет 20-25, и продавец Ирина К. не попросила у него документов – покупатель выглядел заведомо взрослым. Продала пиво, отдала товар, чек и сдачу. В очереди за молодым человеком стояла некая женщина, она, так ничего и не купив, сразу же вышла следом. А через 20-15 минут они вернулись в компании двух сотрудников полиции. Приостановили торговлю. Показали паспорт  парня, Дмитрия П. , заявили, что ему еще только 17 лет (без одного месяца 18, если совсем точно), а, следовательно, произошло нарушение закона – продажа алкоголя несовершеннолетнему. Правда, странно, что должностные лица, призванные бороться с нарушениями в среде несовершеннолетних по факту сами их подстрекают к противоправным деяниям.

Далее — составление протокола, вызов в мировой суд, заседания, признание Ирины К. виновной в административном правонарушении и наказание – штраф в 30 тысяч рублей. Почти две ее зарплаты, между прочим.

В том, что эта покупка была от начала до конца режиссирована и отрепетирована, нет никаких сомнений. Сам Дмитрий П. во время заседания мирового суда признался: он по договоренности с сотрудниками полиции  несколько раз покупал алкоголь в Краснокамске и в Перми. Вознаграждения, говорит, не получал, помогал добровольно. Выглядит молодой человек и правда взрослее своих лет. Рассказывает, что от отдела полиции до закусочной ехали в обычной легковой машине с водителем в гражданской одежде и с сотрудницей  инспекции по делам несовершеннолетних, по дороге прикидывали: если не получится совершить покупку здесь, придется отправиться в один из магазинов. Кстати, живет этот Дмитрий в Перми, но вот не лень ему было по приглашению то ли правоохранителей, то ли общественников прибыть сюда с неоднозначной провокационной миссией…

Возможно, кому-то из читателей такой способ выявления нарушений покажется оправданным. Мы же боремся за здоровый образ жизни для молодого поколения! Вот и наркодилеров  часто выводят на чистую воду с помощью контрольных закупок. Но не все так просто и однозначно, поэтому мы, журналисты «ОМ» предлагаем посмотреть на ситуацию с разных ракурсов.

Во-первых, пить пиво и прочий алкоголь лицам старше 18 лет у нас в стане все-таки не запрещено, а значит и методы, применяемые в сфере наркоконтроля, здесь не подходят.

Во-вторых, история, произошедшая в июне в закусочной, оказалась далеко не единственной. В Краснокамский фонд поддержки предпринимательства обратилось несколько  бизнесменов. Они занимаются розничной торговлей, в ассортименте есть и алкоголь. Предприниматели утверждают, что в  их магазинах часто устраивают самые настоящие провокации. То продавца нарочито торопит очередь, а молодой покупатель показывает паспорт, закрыв дату рождения, и не дает внимательно рассмотреть документ. То молодой человек якобы забыл документы дома, но рядом с ним «случайно» оказываются его соседи и в один голос подтверждают, что ему уже далеко за 20, они его хорошо знают. Разыгрываются подчас настоящие мини-спектакли по самым разным сценариям! Если продавец поддается на провокацию, сразу же вызывается полиция, составляется протокол.

- Проводите все необходимые инструктажи с продавцами, ведь нарушение закона о государственном регулировании оборота алкогольной продукции карается большими штрафами, — советует коллегам Алексей Попов, председатель фонда. – В противном случае наказаны могут быть и продавцы, и собственники бизнеса – вплоть до уголовной ответственности и лишения лицензии. Чтобы собственник не попал под штрафные санкции, он должен ознакомить продавцов с регламентом и разработать для сотрудников алгоритм действий в таких ситуациях. Продавцы должны знать свои права: они могут попросить документы у любого покупателя при малейшем сомнении в его возрасте, и покупатель должен отнестись к этой просьбе с пониманием. Не поддавайтесь на провокации, обязательно проверяйте,  видеокамеры у касс, чтобы они исправно работали, а данные сохранялись – это ваша страховка.

Также Алексей Попов отметил, что проверки торговых точек проводятся не по сигналам потребителей либо оперативников (что было бы справедливо), а наобум, хаотично. Словно все торговые организации априори виновны в нарушении законодательства и заведомо заслуживают наказания.

Предприниматели-участники встречи назвали разобщенность бизнесменов одной из причин участившихся провокаций и «контрольных закупок» в магазинах. И призывают отстаивать свои законные права, в случае нарушения правил контроля приезжать друг к другу в магазины, фиксировать на видео все события, выступать свидетелями в случае некорректного поведения общественников и силовиков.

В разных окопах

Конечно же, никто не ратует за попустительство, когда речь идет о здоровье детей и подростков.  Несколько лет назад у нас была справедливо наказана продавец, отпустившая шестиклассникам несколько банок алкогольного коктейля. Она еще посоветовала пацанам сложить  выпивку в черный пакет, чтобы никто не увидел. Только вот не рассчитала «добрая  тетя», что одному из участников детской пьянки станет плохо, и он будет отправлен в больницу на «скорой». Такие работники в прошлом. Продавцы сейчас стали намного бдительнее, в особенности при продаже алкоголя.

Но… вот около магазина сидят молодые люди, а к ним подходит взрослый человек, как теперь у нас говорят, с пониженной социальной ответственностью. Спрашивает, не нужно ли купить им спиртное, за свои услуги просит на чекушку.  Или стайка подростков – тоже неподалеку от «винного» — вызванивает какого-то знакомого, которому уже есть 18 лет, просит прийти помочь «закупиться» на всю компанию. Знакомые картины, не так ли, уважаемые земляки?

Так помогают ли провокационные постановочные закупки и следующие за ними карательные меры в главном – в том, чтобы молодежь не употребляла спиртное? Думается, что не очень.  Поэтому складывается впечатление, что подобные наказания под маской защиты молодого поколения направлены исключительно на «кошмаренье» бизнеса.

А что же пресловутый ребенок, которого, как в поговорке, выплеснули то ли с водой, то ли с пивом? А среднестатистический краснокамский ребенок по-прежнему рискует попасть под влияние так называемых неформальных лидеров и уличных компаний  и выпить там свою роковую первую рюмку. Потому что бороться с соблазнами очень трудно. Нет смысла просто убеждать молодежь: «не курите и не пейте», молодежи нужно предложить интересную и при этом доступную альтернативу. Спорт, увлекательные мероприятия и хобби, путешествия, новые знания  и навыки – как легко и замечательно все это перечислять, но  так трудно обеспечить! Все лето мы видели компании подвыпивших подростков, чего греха таить. Может, с наступлением учебного года у них станет меньше свободного времени.

Но при этом все заняты, все решают свои узкие задачи.

Некие общественные организации проводят свои рейды. Интересно, кто им дал такие полномочия? В них участвуют подростки-добровольцы. Может быть, с разрешения родителей. Кстати, по закону такое разрешение должно иметься в обязательном порядке. Может быть, они искренне верят, что помогают таким образом оградить молодежь от употребления  алкоголя. Полиция прибывает по вызовам и составляет протоколы, получая «плюсики» по линии своего ведомства. Суды выносят обвинительные решения, так как закон-то по факту нарушен, да и бюджет надо пополнять. А расплачиваются в большинстве случаев «стрелочники»-продавцы. Многие, выплатив 15-30-тысячные штрафы, просто уходят из профессии. Те, кто остаются, еще долго испытывают финансовые затруднения. Предприниматели живут с осознанием того, что на них объявлена охота. Похоже, никто не выигрывает в борьбе ни за молодое поколение, ни за справедливый контроль за деятельностью бизнесменов.

Претензии к пуговицам

В свете этой проблемы вспоминается известная интермедия знаменитого сатирика Аркадия Райкина «Кто сшил костюм?»:
«Я прихожу к директору, я говорю:
- Кто сшил костюм? Кто это сделал? Я ничего не буду делать, не буду кричать, я только хочу в глаза ему посмотреть.
Выходит сто человек. Я говорю:
- Ребята, кто сшил костюм?
Они говорят:
- Мы!
Я говорю:
- Кто это «мы»?
Они говорят:
- У нас узкая специализация. Один пришивает карман, один — проймочку, я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть?
- Нет! Пришиты насмерть, не оторвёшь! Кто сшил костюм? Кто вместо штанов мне рукава пришил? Кто вместо рукавов мне штаны пришпандорил? Кто это сделал?
Они говорят:
- Скажите спасибо, что мы к гульфику рукав не пришили.
Представляете? Их – сто, а я – один. И все стоят, как пуговицы: насмерть. И я сказал:
- Привет, ребята! Вы хорошо устроились!»

Подобно этому «швейному отряду», борьба за трезвый образ жизни и за честную торговлю не прекращается ни на минуту, но результат – сродни костюму со штанинами вместо рукавов…

Предприниматели-владельцы закусочной, в которой Дмитрий П. купил пиво по «спецзаданию», не согласны с решением мирового суда и намерены обратиться в вышестоящую инстанцию, а еще в прокуратуру и даже в приемную Владимира Путина. Они уверены, что систему, где все отвечают только за свои «пуговицы»,  можно поменять. Неужели они ошибаются, и с приходом капитализма «коллективное бессознательное» остается вне конкуренции?

 

 

 


Яндекс.Метрика