Яндекс.Метрика

Курс – на свободу предпринимательства

Бизнес-омбудсмен Прикамья ответил на вопросы корреспондента «ОМ»

Уголовная ответственность чиновников за воспрепятствование законной деятельности предпринимателей, судьба обращений в аппарат уполномоченного, какая ситуация сложилась вокруг применения онлайн-касс и что чаще всего мешает жить предприимчивым гражданам региона – обо всем этом беседуем с Вячеславом Беловым, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Пермском крае.

- Вячеслав Артурович, в последние месяцы в области защиты прав бизнесменов стали намечаться перемены. Скажите, что это за перемены и с чем, на ваш взгляд, они связаны?

- Значительные перемены начались с января 2017 года, кода в нашей стране была объявлена реформа контрольно-надзорной деятельности. Реформа предусматривает, что на первом этапе ее реализации 12 федеральных ведомств из более чем 40 действующих на федеральном уровне, осуществляющих более 70% контрольных мероприятий, переходят на риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля. В дальнейшем реформа коснется всех контрольно-надзорных органов федерального, регионального и муниципального уровня. Подробно с ходом реформы можно ознакомиться на специальном федеральном сайте http://контроль-надзор.рф/.

Но, наверное, самые главные для предпринимателей нормативные акты – это федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Кодекс об административных правонарушениях серьезно изменились еще в 2015 — 2016 году. Это, в первую очередь, трехлетние надзорные каникулы для малого бизнеса, введение предупреждения за административное правонарушение, совершенное впервые, проведение надзорными органами мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, введение проверочных листов, которые будут содержать перечень вопросов, подлежащих контролю. Таким образом, серьезно поменялось законодательство, смягчилась правоприменительная практика при привлечении предпринимателей к административной ответственности, с 2017 года появилась практика направления предпринимателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, когда предпринимателям предлагается устранить нарушение в конкретные сроки.

В этом году в Пермском крае стала формироваться юридическая практика по привлечению к ответственности чиновников за нарушение прав и законных интересов предпринимателей.  По информации прокуратуры, если за весь 2016 год по инициативе прокурора к административной ответственности было привлечено 25 чиновников, нарушивших права предпринимателей, то за девять месяцев 2017 года — уже 35. При наличии оснований, материалы прокурорских проверок передаются в органы предварительного расследования для решения вопроса уголовного преследования чиновников по статье 169 Уголовного кодекса РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности».

- Быть может, для наглядности, приведете пару примеров…

- Есть пример Краснокамского района и по этому делу уже вынесен приговор. Бывшая глава одного из поселений привлечена к уголовной ответственности за то, что в течение 11 месяцев препятствовала заключению договора купли-продажи земельного участка предпринимателю, причем, несмотря на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда о признании незаконным отказа в заключении с предпринимателем договора купли-продажи.

Есть и другие случаи. Например, руководитель региональной службы автодорожного надзора воспрепятствовал выдаче лицензии на открытие автошколы, в Кудымкаре расследуется уголовное дело в отношении главы одного из сельских поселений в связи с принуждением предпринимателя за счет собственных средств осуществить ремонт дороги, в Нытвенском районе по факту неправомерного отказа предпринимателю в реализации преимущественного права выкупа арендуемых нежилых помещений.

- В Перми недавно были снесены незаконно установленные на улицах киоски и павильоны. Предпринимателям Краснокамска, прежде всего представителям малого бизнеса, следует ожидать чего-то подобного?

- В ближайшее время вступит в силу постановление Правительства Пермского края о внесении изменений в Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов. Изменения коснулись сроков согласования мест размещения НТО — они были сокращены, появилась возможность предоставления альтернативных мест, в случае, если по решению местных властей, необходимо освободить земельный участок, а также были конкретизированы понятия, что дает возможность сделать процесс предоставления мест под НТО более прозрачным. В то же время, будут ли принятые изменения эффективны, покажет правоприменительная практика.

Считаю очень важным, чтобы представители малого торгового бизнеса ознакомились с внесенными изменениями.

Что касается незаконно размещенных киосков без каких-либо правовых оснований, то Уполномоченный не раз озвучивал позицию, о том, что органы муниципальной власти вправе принимать решения о сносе таких объектов. Предприниматель должен вести деятельность по установленным правилам, только законные права предпринимателя подлежат государственной защите, в том числе через институт бизнес-омбудсмена.

- Слышал, недавно предпринимателей беспокоило введение новых кассовых аппаратов. Такие жалобы к вам поступали?

- По поводу «онлайн-касс» в настоящее время жалобы не поступают. Вопрос временно перестал быть проблемным. В июле 2017 года прошел первый этап внедрения «онлайн-касс». Обязанность установить такие кассы коснулась, в основном, крупный торговый бизнес. По итогам первого этапа внедрения количество установленных онлайн-касс даже превысило ожидания. Официально показатель составил 115 процентов!

- С чем это может быть связано?

-  Полагаю, что предприниматели, приобретают новую контрольно-кассовую технику, даже если у них пока нет такой обязанности. Если кому-то надо приобрести новую кассу, то нет смысла тратить деньги на технику старого образца. Для стимулирования бизнеса приобретать новую технику на федеральном уровне принят закон, предусматривающий возможность включения расходов на покупку новой контрольно-кассовой техники в «затраты».

- На что чаще всего приходят к вам жалобы от предпринимателей Краснокамска?

- Из Краснокамска у нас было несколько жалоб на проверки налоговых органов и неправомерные, на взгляд предпринимателей, действия должностных лиц во время таких проверок. Были и жалобы на бездействие органов местного самоуправления, когда от них требовалось принятие решений или мер. В ходе выездных приемов предприниматели поднимали вопросы установления тарифов на перевозку пассажиров и багажа на территории г. Краснокамска, преимущественного права выкупа арендуемого муниципального имущества, получения в аренду объектов недвижимости, предоставления торговых мест на территории центрального рынка и другие.

Могу привести в пример совершенно вопиющий, на мой взгляд, случай: краснокамский предприниматель в течение двух лет с момента, как заключил договор о выкупе имущества, которое он раньше арендовал, не мог оформить на него право собственности.

- Что же ему мешало?

- Помеха заключалась в ненадлежащих, бессмысленных действиях чиновников. По условиям договора администрация обязана была выдать необходимые документы для государственной регистрации перехода права собственности в течение 30 дней после первого платежа и подписания акта приема-передачи имущества. С 2015 года Комитет имущественных отношений администрации Краснокамского района 11 раз обращался в органы кадастрового учета с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, но ему было отказано в государственной регистрации в связи с тем, что в сведениях кадастрового учета вышеуказанный объект недвижимости частично или полностью совпадает с местоположением другого объекта недвижимости. Кроме того, должностные лица органа кадастрового учета не давали должностным лицам администрации Краснокамского района необходимые разъяснения о порядке действий для устранения препятствий для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет.

В результате при содействии Уполномоченного потребовалось меньше месяца, чтобы поставить объект недвижимости на кадастровый учет и решить затянувшуюся на два года проблему. Оказалось, что нужно лишь качественно подготовить необходимые документы.

- А что происходит с жалобами, после того, как они поступают в ваш аппарат? Каков алгоритм работы с обращениями?

- Традиционно, если я вижу очевидное нарушение прав предпринимателей органами государственной власти или местного самоуправления, то направляю обращение вышестоящему руководителю или в прокуратуру с просьбой провести проверку, и, если выявятся нарушения, принять необходимые меры.

Если брать изложенный ранее случай с правом собственности, то первое, что было сделано, это была организована встреча с главой района, в ходе которой были выяснены причины проблемы и даны соответствующие поручения. На самом деле чиновники могли самостоятельно сделать то же самое и без уполномоченного, результат был бы тем же.

- Вы реагируете на все жалобы или действуете избирательно?

- Без исключения на все.

- Да, в Краснокамске предприниматели обращаются со своими проблемами в Фонд поддержки, а еще – вот уже 13 лет в мае собираются на Бизнес-форум. Вы тоже регулярно принимаете в нем участие. Там люди тоже делятся своими бедами и высказывают конкретные предложения, как можно отрегулировать отношения между властью и бизнесом. Все эти идеи аккумулируются в тексте Резолюции, Резолюция потом направляется в общественные организации бизнес-сообщества, краевой власти, в Правительство РФ.  Какова, на ваш взгляд, отдача от вносимых предпринимателями предложений?

- Считаю, что отдача есть. Например, предложения и проблемные вопросы, поступающие в мой адрес либо озвученные предпринимателями в ходе наших встреч, обобщаются, прорабатываются и учитываются при подготовке ежегодных докладов Уполномоченного. По итогам доклада Правительство Пермского края формирует план по решению проблемных вопросов, отраженных в очередном ежегодном докладе Уполномоченного, с конкретными мероприятиями и сроками, определением ответственного исполнительного органа власти края.

Что касается изменения и совершенствования федерального законодательства, то мной такие предложения направляются на федеральный уровень или направляются Уполномоченному при Президенте России по защите прав предпринимателей для включения в ежегодный доклад Президенту РФ.

Если говорить о совершенствовании нормативно-правового регулирования на муниципальном уровне, то считаю необходимым рекомендовать фондам поддержки и предпринимателям активнее использовать существующие инструменты оценки регулирующего воздействия.

Как раз в Краснокамске, на мой взгляд, администрацией муниципального района ведется очень большая работа по обсуждению проектов и экспертизе действующих на территории Краснокамского муниципального района нормативно-правовых актов.

Аркадий Быков


Яндекс.Метрика