Яндекс.Метрика

Отомри!

Можно ли изменить правила написания целевых программ?

Наверняка многие из вас, уважаемые читатели, сталкивались в своей жизни с такими документами, как целевые программы. Целевые программы - обязательный компонент федерального, региональных и местных бюджетов, поскольку они служат документальным основанием для различных расходов. Будь то ликвидация ветхого аварийного жилья, ремонт и строительство дорог, помощь молодым семьям или малому предпринимательству и так далее.

Долгосрочные целевые программы  разрабатываются органами исполнительной власти  - от Правительства РФ до муниципалитетов, затем утверждаются соответствующим зако­нодательным или представительным органом.

Это была небольшая справка, а сейчас – самое интересное и проблемное. Программы  в большинстве случаев разрабатываются ради проформы, по шаблонам, потому что так нужно: есть программа, значит, под нее выделяются средства. Так называемую теоретическую часть никто, видимо, не читает. Но мы, журналисты «ОМ», решили нарушить эту негласную традицию. Ознакомились с несколькими краевыми, районными и городскими программами.

Впечатление сложное. Благие цели. Описание географического и экономического состояния территории. Общие показатели количества благоустроенной жилой площади на одного человека, индивидуальных предпринимателей на тысячу населения, уровень информированности этого самого населения о деятельности губернатора или муниципальных депутатов и т. п. Не хотим никого обидеть, но достаточно просто вживую пообщаться с жителями, чтобы понять, насколько далеки программные документы от народа. Насколько сложны и местами опасны межнациональные отношения, которые за бюджетные деньги изучают социологи, и какие препоны часто стоят перед желающими попасть в программы! В СМИ и других открытых источниках опубликована лишь малая часть этих и других «айсбергов»! А запланированные мероприятия (соцопросы, праздничные гулянья, субсидии, выделенные средства) часто оказываются каплями в море или вовсе срабатывают вхолостую.

Что мы предлагаем?  Наладить четкую обратную связь. Прежде чем получить одобрение депутатов и запустить программы, опубликуйте их, пожалуйста, в открытых источниках, не только на муниципальных сайтах и в информационных бюллетенях, но и в популярных СМИ и социальных сетях. Обсудите запланированные шаги именно с теми, навстречу кому вы собираетесь эти шаги сделать. Проведите «круглые столы»  с профессиональными сообществами, связанными с темой программ, получите оценку и рекомендации авторитетных экспертных групп. Да, неизбежными будут лишние хлопоты, и многое в документах потом придется поменять. Но зато деньги (государственные, бюджетные, такие дефицитные и совсем не безразмерные!) будут потрачены в разы эффективнее. Вы сможете проанализировать затем, насколько эффективно потрачен каждый рубль, выделенный на программу. Плюсом вы получите еще оценку работы программы не только по собственным целевым показателям, но и непосредственно от народа: старается, мол, власть, помогает. Если это, конечно, важно для чиновников…

К программной бюрократической абракадабре все настолько привыкли, что нашего пристального интереса не разделяли не только представители власти, но и многие простые люди: какая разница, что там написано, главное, что деньги дают. А выпускники советских вузов и техникумов даже вспомнили, что в дипломы и курсовые раньше обязательно вставляли цитаты из речей лидеров КПСС и прочие марскистско-ленинские строки. Даже если работа посвящена, например, деталям машин. «Вот и сейчас тоже надо маленько теории добавить, про эффективность там, про инновации и прочей белиберды», — поучали нас умудренные жизнью люди.

Хорошо, пусть это такие правила игры. Но ведь любые правила со временем меняются. Даже в дворовых играх на каждое «замри» есть свое «отомри». Не говоря уже про «лежачего не бьют», «кто не месте кашу варит, тот четыре кона галит» и «все, кого коснулся мячик, возвращаются в игу».

Давайте менять правила, тем более что у нас есть сегодня веский повод: бюджетных денег становится все меньше, пора взять расходы под контроль.

Алексей Байдин, Валентин Тибекин


Яндекс.Метрика